"Психотерапия в самом упрощённом определении в дианализе есть «личностная, реалистическая, ориентированная на разрешение проблемы с помощью диалектической символологии, помощь человеку в преодолении жизненных затруднений» - из статьи.

 

Полимодальная психотерапия и дианализ 

Завьялов В.Ю.

Профессор, заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования Новосибирского государственного медицинского университета. Россия, Новосибирск, ул. Красный проспект, 52



Аннотация

Принято выделять четыре вида интеграции в психотерапии: технический эклектизм, интеграции на основе общего фактора терапии, теоретическая и ассимиляционная. В работе предлагается еще один - организационный. На примере двух новых российских модальностей психотерапии показаны различные пути интеграции в психотерапии. Полимодальная психотерапия, известная также как «мультимодальный подход», развивается по пути интеграции специалистов, исповедующих общие этические принципы и понимание главных задач психотерапии и психологического консультирования. Этот тип интеграции отнесён автором статьи к «организационному» типу. Дианализ сочетает два уже известных типа интеграции: теоретический (единая логическая структура переработки содержания симптома) и выявления общих факторов (десять принципов терапии и консультирования). 

Ключевые слова: полимодальная психотерапия, дианализ, интеграция, методология, персонализм



Введение

Полимодальная психотерапия [8,14], начинающая приобретать в последние годы более четкие и зримые очертания, является «организационной формой интеграции» в психотерапии, что будет обосновано в данной статье. Дианализ [6] - способ интеграции в психотерапии на основе «теоретической интеграции» и выявления «общих факторов» успешности психотерапевтической деятельности. Сравнивая эти подходы к интеграции, можно лучше понять цели, пути и смысл интегративного движения в психотерапии.


Интеграция и псевдоинтеграция 

Интеграция в области психотерапии началась ещё в 30 годах прошлого столетия, когда наметился бурный рост отличающихся друг от друга школ психотерапии. Дифференциация же школ психотерапии началась внутри психоанализа З.Фрейда. Организационно Фрейд не смог собрать даже своих ближайших учеников, которые в разное время ушли от него и образовали свои сообщества. Сама психоаналитическая теория, основанная на интерпретативном методе познания нового, допускала свободу интерпретативной деятельности и в рамках самой психоаналитической школы, поэтому, способствовала дивергенции внутри этого метода психотерапии, даже можно сказать вынуждала сторонников, особенно - талантливых и креативных - к постоянным инновациям и последующему размежеванию специалистов. Как известно из практической диалектики, действие всегда вызывает противодействие, дифференциация провоцирует тягу с слиянию, синтезу, энтропии противостоит негэнтропия, поэтому и в развивающейся и распадающейся на школы и направления психотерапии с самого начала проявлялись и синтетические тенденции. 

Пионерами в интегративном направлении в психотерапии были French и Kubie, которые в начале тридцатых годов попытались транслировать концепции и методологию Павловской психофизиологической школы в психоанализ, объединяя конструкты первой школы «торможение», «дифференциация», «обусловливание» с понятиями-конструктами второй - «вытеснение», «выбор объекта», «инсайт». Действительно, если хоть немного подумать, то можно сообразить, что и «Торможение» и «Вытеснение» каким-то образом схожи, описывают один и тот же процесс, но разными языками и на разных уровнях понятийного мышления.

Способов интеграции много. При этом необходимо выделять настоящую интеграцию и псевдоинтеграцию. К последней иногда относят такие формы объединения разных подходов, как, например, «юкстапозиция», «комбинация» и «эклектика». 

Юкстапозиция - это совершенно произвольное, даже случайное, рядоположение отличных друг от друга методов психотерапии. В общей медицине плохое сопоставление костных обломков после перелома называется юкстапозицией костей. В психотерапии - это наложение одного метода на другой без какой-либо внутренней связи между методами. Например, соединение шаманских практик и современных методов гипнотизации, суфийских техник достижения транса и психодинамических методов интерпретации симптома, православной молитвы и клинической психотерапии, мануальной терапии и рациональной психотерапии и т.д. На научно-практических конференциях ППЛ с 1999 по 2004 год, пока не сформировались и не были приняты отечественные модальность психотерапии, не было недостатка в «новых» направлениях психотерапии, основанных на «юкстапозиции». Этот способ комбинирования можно проиллюстрировать следующим образом. Сделаем эффектную фотографию, «фотку», как сейчас говорят - снимем сложенные в чашу ладони любимого человека на фоне заката солнца так, чтобы диск заходящего светила оказался в кадре на уровне ладоней. Получится интересная иллюзия «солнце в ладонях». Это и есть «юкстапозиция» - случайное сопоставление двух картинок. Никакого синтеза здесь нет, но это и так совершенно очевидно. Примером юкстапозиции в психотерапии может служить «Психотерапевтическая энциклопедия» [10], в которой известные методы и школы психотерапии объединены в словарные статьи по алфавиту. Читать эту книгу «от корки до корки» для целей образования в области психотерапии нельзя, на мой взгляд, можно повредить молодой ум студента, поскольку в его картину мира внедрятся многочисленные юкстапозиции методов психологической помощи человеку. Такие энциклопедии полезны только для целей сдачи экзаменов, выявляющих общий уровень образования в данной области.

Комбинация различных методов психотерапии - любимый в нашей стране способ псевдоинтеграции. До сих пор психотерапия ассоциируется с психофармакотерапией, поскольку врач-психотерапевт в России просто обязан назначать лекарственную терапию, например, антидепрессанты. Успехи, достигнутые в области психофармакологии, значительно затормозили развитие психотерапии, как считают многие специалисты Достаточно быстрый и стойкий эффект, достигаемый при помощи лекарственных препаратов, во многих случаях делает психотерапию «вспомогательным» средством. При комбинации самих методов психотерапии происходит нечто подобное: некое направление психотерапии выбирается в качестве «ведущего», например, гипнотерапия, а остальные, привлекаются к данному комплексу как «вспомогательные» методы: аналитические методы, рационально-эмоциональная терапия, поведенческая, гештальт, эмоционально-образная и прочее. В «российском психоанализе», например [3], в качестве вспомогательного средства используется гипноз. Для западных же психоаналитиков такая комбинация является невообразимой мешаниной «идеологически» разных техник - всё равно, что щи заправлять не сметаной, а, скажем, ликёром «Бэйлис». 

Эклектика есть одна из форм собирательства. В психотерапии эклектика - это «всё, что работает». Критерий «это работает» является весьма популярным после большой волны НЛП, прокатившейся в 90х годах по России. С лёгкой подачи «мастеров» и «практиков» НЛП к «психотерапии» стали относить любое воздействие на человека, которое «работает в заданном направлении», т.е. меняет поведение человека в направлении лучшего функционирования, следовательно - здоровья. «Если это не работает, то этим не надо пользоваться» - таков был и остаётся лозунг эклектиков. Никакого синтеза психотерапевтических методов и приёмов при этом нет. Есть хаотический набор различных приёмов, которые в лучшем случае оформляются в некое подобие «поваренной книги» или «рецептурные сборники». Несколько лет назад на декадниках по психотерапии появилось понятие «психотерапевтический супермаркет», что точно отражает суть «плохо организованной эклектики». Любой желающий мог «презентировать» свой уникальный подход к психотерапии и научить желающих. Самую «лихую» презентацию «уникального способа менять человека» я наблюдал на декаднике в г. Новокузнецке в 2004 году, когда два психотерапевта вышли презентировать свой метод с бенгальскими огнями под очень громкую музыку «диско». От группы «Чай вдвоём» их отличало только то, что их рубахи не были распахнуты по пояс, и не было видно соблазнительных мужских грудных мышц. 

Всё же полностью эклектику не выкидывают из способов интеграции в психотерапии, но тогда она получает определение «техническая эклектика». Современные исследователи выделяют 4 модуса интеграции [20]: 

  1. Технический эклектизм (The technical eclecticism)
  2. Общий фактор (The common-factor approach)
  3. Теоретическая интеграция (The theoretical integration)
  4. Ассимилятивная интеграция (The assimilative integration)

Технический эклектизм ярко проявляется в так называемой "клинической психотерапии» [1], которая нацелена на борьбу с болезнью любыми средствами, которые представляют для клиента меньшее зло, чем сама болезнь (врачебный принцип «Не вреди!»). Всё, что можно было «притащить» в клинику, уже опробовано и проверено на многих тысячах больных. Поскольку эксперименты над людьми запрещены Хельсинскими соглашениями и этическим кодексом врача и психотерапевта, то остаётся единственный способ научного изучения и подтверждения действительности технических приёмов - клиническое наблюдение. В книге «Необъявленная психотерапия» [4] я попытался обобщить технический эклектизм в обычной медицинской практике, когда врачу надо лечить пациента, а не обсуждать теоретические конструкции, объясняющие те или иные аспекты терапии. Если плацебогенные эффекты более доступны для врача-практика, чем сложные технические приёмы «школьной психотерапии», то он без колебаний выбирает именно их, даже если такие приёмы очень далеки от «научной зрелости». Многолетнее использование так называемого «кодирования» подтверждает это утверждение. Мне известны такие редуцированные формы «кодирования», которые даже условно нельзя назвать «лечением», например, внезапный удар по лбу клиенту, который смирно сидит перед врачом, выполняя команду «закрыть глаза». После такого «лобешника» клиента моментально спрашивают: «Искры из глаз были?» После утвердительного ответа следует мгновенная реакция кодировщика: «Ну, вот Вы и закодированы!» К сожалению, и такой вариант «иронической» психотерапии «работает».

Общий фактор в психологической помощи человеку найти достаточно легко. Это - межличностные отношения, которые создаются между клиентом и его терапевтом. Об этом всегда и все знали: хорошие, доверительные отношения - большая вероятность наступления положительных эффектов от всякого лечения. В общемедицинской практике эти позитивные эффекты от неспецифических факторов лечения относили к плацебо-эффектам (1) и деонтологии (2). С работ американского психиатра-психоаналитика Стака Салливена, который в 50-х годах прошлого столетия выдвинул «межличностную теорию психических расстройств», известно, что все болезни не «от нервов», а от плохих межличностных отношений. Другим, близким к названному, является фактор коммуникации. В последние 20-30 лет ему придают такое большое значение, что даже появляются некие «коммуникативные» виды психотерапии, хотя понятно, что без надежной коммуникации в обе стороны психотерапия не может быть эффективной. Примечательно, что вопрос двусторонней коммуникативной связи (диалога) между врачом-психотерапевтом и его клиентом стал самым важным в определении того, является ли «телевизионная психотерапия» Анатолия Кашпировского действительно психотерапией или нет. Поскольку во время технически грамотно выполненного наведения транса по телевизору обратной связи с клиентом не было, и признавать этот вид влияния в качестве «психотерапии» не представляется возможным. Влияние есть, а психотерапии нет. При этом отдельные случаи исцеления или ослабления симптомов можно не учитывать - это «спонтанные ремиссии», привязанные к факту получения «порции внушения». Как говорили старые психотерапевты: «Горячий привет по холодным проводам». О других общих факторах будет сказано ниже при обсуждении дианалитического декалога. 

Теоретическая интеграция. Здесь на первое место давно вышла системная семейная психотерапия, использующая мощную концепцию - системный подход. Поскольку эта модальность очень хорошо известна российским психотерапевтам, я не буду на ней останавливаться. Системный подход ещё в большей мере использует современная конфликтология [16], которая претендует на то, что станет в ближайшем будущим модусом интеграции не только социальной психологии и других видов психологии (психологии личности, психологии малых групп, организационной, политической, клинической и др.), но и многих наук о человеке. 

Примером синтеза теоретической интеграции и общего фактора служит «интегративный транзактный анализ» Ричарда Эрскина, одна из книг которого называется «Интегративная психотерапия: искусство и наука взаимоотношений» [22]. Теоретической основой этой модели интегративной психотерапии является теория жизненных сценариев («скриптов»), а общим фактором психотерапии - межличностные отношения, которые служат и причиной нормального развития человека (здоровье) и основной причиной анормального поведения (патология). Установление с клиентом нормальных человеческих отношений и есть «общий фактор» практически любой системы психотерапии.

Ассимилятивная интеграция характеризуется тем, что внутри известной модальности появляются новые техники работы с клиентом, несвойственные ей, т.е. не выводимые из теоретической конструкции метода. Эти техники вносятся или «заимствуются» из других систем и «поглощаются» «титульной модальностью», а говоря политкорректно - «ассимилируются». Например, в рамках одной из моделей интегративной психотерапии (Messer, цит. по 20, C.321) клиент-центрированный подход ассимилирует в себя высокоэффективную технику работы со страхом - «систематическую десенсибилизацию». 

Примером неполной ассимиляции (не полного «переваривания») является российская модальность «интегративная самоактуализирующаяся психотерапия» Валерия Ядринкина [19]. В ней первичной основой служит авторский вариант НЛП, которая со временем стала поглощать совершенно чуждые НЛП методологии - экзистенциальную психотерапия, холотропное дыхание, гуманистическую психотерапию. Часть последней в форме «самоактуализации личности» по Маслоу застряло в названии метода не переработанным фрагментом и стало относиться не к личности, а к психотерапии. Как психотерапия сама по себе «самоактуализируется» не понятно. Можно предположить, зная немного идеологию НЛП, что, некая «программа здоровья», подсаженная клиенту независимо от его сознания, далее начинает «самоактуализироваться», как вирус. Нейро-лингвистическое программирование в таком исполнении напоминает мне желудок акулы, в котором переваривается всё, включая гвозди.

Теперь, когда модусы интеграции описаны и выяснено, что не есть на самом деле «интеграция», попробуем исследовать две российские модальности, утверждённые ОППЛ.



Полимодальная психотерапия

История. Полимодальная психотерапия под названием "мультимодальная российская психотерапия» существует уже много лет. В 1999 году Европейская ассоциация психотерапевтов (ЕАП) приняла решение сертифицировать российских психотерапевтов по программе «Grandparenting», т.е. без повторного прохождения обучения, признав полученное ранее образование. Все «дедушки» получали Евросертификаты по «российской мультимодальной психотерапии». После длительных дискуссий комитеты ЕАП признали «мультимодальный подход» российской школы психотерапии, которая складывалась десятилетиями на базе клинической психотерапии [14]. Нет никаких серьёзных препятствий назвать дату «рождения» этой формы психотерапии - 1985 год, когда психотерапия как врачебная специальность вошла в номенклатуру врачебных специальностей. Этот день - 31 мая принято называть днём психотерапевта, который отмечается профессиональным сообществом с 2005 года. Таким образом, мультимодальная, а сейчас - «полимодальная психотерапия» сформировалась на протяжении последних 24 лет как единая форма объединения специалистов в области психотерапии. Хотя полимодальная психотерапия происходит из психиатрически ориентированной «клинической психотерапии» (психотерапия для прогрессивно мыслящих врачей-психиатров), она открыта не только врачам, но и другим специалистам (психологи, педагоги, гуманитарии), у которых вторым высшим образованием является психотерапия [13, 14]. Как самостоятельная профессия психотерапия имеет два источника развития: теоретическое основание и социальное становление [15]. Даже беглый анализ истории развития «полимодальной психотерапии» показывает, что в этой истории преобладает именно «социально становление», институционализация этого вида помощи, организация сообщества профессионалов, стремящихся понять друг друга, договориться о критериях, отличающих эту профессию от других, выработать стандарты работы и этики поведения в условиях рынка и либеральной экономической жизни. Россия - многонациональная страна, в которой по определению должна быть многосоставная модель идентичности для живущих в ней граждан: «русский мордвин», «русский еврей», «русский татарин», «русский кореец» и т.п. Идея «мультикультурализма» [26] хорошо реализуется в конкретных формах и направлениях российской психотерапии.

«Складывающееся новое направление в психотерапии основывалось на медицине, как клиническая психотерапия, а также на психотерапевтических модальностях Запада, духовных практиках и народной медицине Востока и России. Так широкую известность и популярность приобрели красноярские декадники по психотерапии. С 1987 по 1996 годы   они собирают психотерапевтов, представляющих разные модальности, психологов, представителей  смежных профессий. В течение десяти дней  читаются лекции, проводятся дискуссии, тренинги, круглые столы, семинары по различным направлениям психотерапии.  В результате складывается новое направление психотерапии - Российская мультимодальная психотерапия» (Макаров В.В., 2007). История полимодальной психотерапии - это история многочисленных встреч профессионалов, дискуссий о судьбе психотерапии как профессии, обмена опытом и просто общения. Главный результат этой деятельности - создание организации «профессиональная психотерапевтическая лига», которая в настоящее время является крупнейшим профессиональным содружеством психотерапевтов и представляет российскую психотерапию в её обобщённом виде в Европейском союзе.

Структура. На мой взгляд, структуру полимодальной психотерапии определяет главная цель - утверждение самой профессии психотерапевта. В классических направлениях психотерапии (психоанализ, индивидуальная психология, гуманистическая психотерапия и т.д.) целью было познание личности (объяснение мотивов поступков человека, исследование происхождения патологии др.) и некая миссионерская цель улучшить жизнь человека и общества в целом. Некоторые американские психоаналитики, например, в середине 60-годов прошлого столетия заявляли, что могут освободить человечество от революционных потрясений, если всех людей удастся уложить на психоаналитическую кушетку. 

Полимодальная психотерапия в борьбе за консолидацию психотерапевтов очистилась (и продолжает очищаться) от миссионерских замашек навязывать людям счастье, от мегаломанических попыток вскрыть все тайны личной жизни человека, равно как и тайны мозга, всей центральной нервной системы и тела в целом, от «руководящей роли» в общественной жизни. Если целью выбрана задача «стать профессионалом», то главные темы должны быть следующими:

  1. Институционализация профессии «психотерапевт»;
  2. Утверждение «социального кода» профессии;
  3. Выработка правил и ритуалов передачи профессиональных знаний;
  4. Защита границ профессии от размывания другими профессиями;
  5. Организация рынка психотерапевтических услуг.

Указанные темы более или менее отражены в главном на сегодняшний день документе полимодальной психотерапии - «проекте закона о психотерапии» (2002), обсуждение которого прекратилось в 2004-2005 годах, но, наверное, в ближайшее время вновь разгорится, но уже на более высоком организационно-теоретическом уровне.

Теория. Никаких фундаментальных (не клинических) теоретических построений для разработки полимодальной психотерапии ещё не привлекалось. Исходя из выявленной цели полимодальной психотерапии, требуется приложение фундаментальных социологических работ, например, теории структурного функционализма Роберта Кинга Мертона, которая хорошо объясняет базовый социальный конфликт и необходимость в услугах психотерапевта. Пока что социальные потребности в психотерапевтических услугах понимаются правильно, но интуитивно. Из теории психиатрии наиболее полезны работы по «социальной психиатрии»: реабилитация, организация психиатрической помощи разным слоям населения, социодинамические интерпретации поведения человека и другие. Конечно, существующая международная семиотика психических болезней является неким общепринятым языком профессии, но этого языка явно недостаточно для целей психотерапии, поэтому в ППЛ начат грандиозный проект «Языки психотерапии», реализация которого даст, очевидно, мощное теоретическое основание полимодальной психотерапии. 

Обучение. Специального обучения «полимодальной психотерапии» (ПП), как она определена в данной работе, нет. Обучение проводится по элементам ПП: изучаются модальности, входящие в состав ПП. Если в состав входят, например, клинический (или эриксонианский) гипноз, транзактный анализ и арттерапия, то эти модальности изучаются по своим программам. Совместное их использование в интегративном стиле достигается следующим путём:

  1. Участие в психотерапевтических декадниках;
  2. Конференции и семинары по интегративным технологиям;
  3. Супервизия в полимодальной группе;
  4. Личная терапия, полученная от представителей разных модальностей;
  5. Успешная профессиональная практика (достаточный заработок).

Существует и успешно действует накопительная система образования с формальным европейским стандартом 3200 часов обучения по дополнительному высшему образованию в области психотерапии.

Стандарты. Главным стандартом работы в полимодальной психотерапии является этический кодекс, составленный в полном соответствие с международными стандартами [24,25]. Другим важным стандартом является полное освоение одной-двух или нескольких выбранных для совместного использования (интеграции) модальностей.

Исследования. Сравнительных исследований эффективности полимодальной психотерапии по сравнению с другими модальностями пока не проводилось. Есть многочисленные исследования эффективности отдельных компонентов и составляющих модальностей. Например, хорошо исследованы «клиническая психотерапия» и «психотерапия творческим самовыражением» М.Е.Бурно [1].

Можно видеть, таким образом, что «полимодальная психотерапия» в настоящее время выполняет организационно-связующую роль в развитии психотерапии в России: организует стандартное обучение начинающих психотерапевтов, вводит их в круг профессионалов и учит «профессиональным повадкам» (декадники и конференции), организует усовершенствование практической реализации интегрирования методов психотерапии (супервизия и обмен опытом), охраняет стандарты профессии (этический кодекс), представляет профессионалов в обществе (законотворческая деятельность, пропаганда психотерапии в СМИ, популяризация психотерапии). 


Дианализ®

История. Термин «дианализ» был введен в оборот в 1998 году, а торговая марка «дианализ» в 2004 году. Структура дианализа полностью сложилась к 1997 году, до этого был период размышлений и подготовки. Дианализ был разработан на основании «клинико-психологического подхода» к исследованию, терапии и превенции алкогольной зависимости [27]. С самого начала у меня не было желания создавать отдельную «модальность» психотерапии. Было желание понять вообще методологию этого вида помощи человеку, следовательно, найти общую теоретическую платформу для психотерапевтической деятельности. Сначала была попытка объединить два языка описания самого предмета психотерапии: клинический язык, который точно фиксировал общее, что есть у всех клиентов психотерапевта - «болезнь» или «патология»; психологический язык, который фиксировал то, что есть индивидуальное, уникальное и неповторимое в каждом клиенте. В результате таких попыток пришлось выйти на иную, чем это было принято в «клинической психотерапии», систему базовых понятий. Вместо привычной для уха врача связки «акцентуированная личность - патология - болезнь - терапия - реабилитация - профилактика» появилась связка «личность - реальность -проблема - символ - помощь в преодолении проблемы». Психотерапевтическая помощь в дианализе ориентирована в такой иерархической последовательности:

  1. Личность - синтез всеобщего и уникального в человеке;
  2. Реальность - другие личности (социум) и природа;
  3. Проблема - неполный синтез противоположностей;
  4. Символ проблемы - репрезентация противоположностей;
  5. Помощь в преодолении проблемы.

Психотерапия в самом упрощённом определении в дианализе есть «личностная, реалистическая, ориентированная на разрешение проблемы с помощью диалектической символологии, помощь человеку в преодолении жизненных затруднений». 

Структура. Как система психологической помощи дианализ состоит из двух больших подразделов: пентады и декалога. Пентада - сокращённое название главного метода работы, а именно, «диалектической символологии». В отличие от широко известной гегелевской диалектической триады «тезис-антитезис-синтез», диалектическая символология дополняет эту триаду ещё двумя моментами: «факт или ставшее» и «миф и символ - нестановящееся». Диалектическое мышление не останавливается на некоем произвольно найденном синтезе противоречий (когда Гегеля упрекали в том, что его синтезы не стыкуются с реальностью, тот отвечал: «Тем хуже для реальности»). Найденный синтез должен быть обнаружен ещё и в своей реализации, фактичности и телесности (4 момент), а также в символе и персональном мифе клиента (5 момент). Сам метод мышления, таким образом, предполагает глубокий синтез знаний о человеке как личности. 

Пентада - проверенная в многолетней клинической практике методология «абсолютной диалектики и абсолютной мифологии» А.Ф. Лосева [11, 12]. Этот стиль мышления есть глубокий синтез феноменологии и диалектики, который вырабатывался в европейской культуре более 2 тысяч лет, начиная с Сократа. Выдающийся русский мыслитель, «последний классический русский философ» и «русский европеец» Алексей Федорович Лосев выявил в огромном количестве философских текстов от античных времён до современных научных исследований, которые читал в оригинале, логическую структуру смыслового оформления идеи. Эту структуру он называл, в соответствие с пифагорийской традицией, «тетрактидой». У тетрактиды (форма существования идеи) 5 моментов, поэтому лучше называть эту структуру «пентадой». В дианализе этот стиль сложной и тонкой диалектики применяется системно, т.е. в обработке содержания симптома, в понимании личности клиента, исследовании социального контекста проблемы, в рефлексии самой помощи, построении этапов помощи и разработке технических приёмов терапии и консультирования. Такой подход позволил избежать «персонализации методологии», когда личность психотерапевта (автора системы помощи) является «мерилом всех проблем клиента», а главным механизмом излечения становится «перенос» (некое культивирование патологии в системе «врач-больной»). Пентада требует от мыслящего мыслить в строго определённой манере («самопознание идеи» по Лосеву), мыслитель не может произвольно использовать пентаду для «обслуживания собственных интересов». Вывод современного теоретика психотерапии Александра Сосланда о том, что любой психотерапевтический метод есть «результат сочинительного произвола авторов с харизматически-миссионерскими склонностями» [17с.43], к данной методологии явно не подходит.

Декалог. Декалогом названа подборка «принципов достаточной и многосторонней помощи» [6]. Другими словами, это сформулированные мною на основании личного опыта, опыта других психотерапевтов и доступных литературных данных десять «общих факторов» эффективности психотерапии. Почему именно десять? Десять - единица измерения (десятичная система) глубины обобщения в данном случае. Можно чисто эмпирическим путём выделить не один десяток факторов успешности (эффективности) психотерапии, среди которых могли бы оказаться и «родные стены», и «дым отечества», и «характер пациента, склонный к принятию любой психотерапии», и «цена вопроса». Можно было бы ужать все факторы до триады Карла Роджерса: принятие, тепло и эмпатия. Меньше десяти - слишком абстрактно, более десяти - слишком конкретно. Десятка, к тому же, есть символ целостности, в данном случае - законченности и полноты помощи:

  1. Диада - создание терапевтических отношений между терапевтом и клиентом
  2. Диагнозис - познание жизненной ситуации клиента вдвоём, объединённым сознанием, осознание терапевтической (спасительной) идеи
  3. Диалог - терапевтическое средство персонализации спасительной идеи
  4. Дилемма - терапевтическая процедура создания ситуации выбора, где личность клиента проходит своеобразное «крещение выбором», взрослеет
  5. Динамика - терапевтическая динамика, реализация идеи, плана выздоровления
  6. Диалектика - терапевтическая логика, скрепление текучего бытия в целостную смысловую картину необходимых преобразований, в «сюжет выздоровления»
  7. Диверсификация - терапевтический перенос положительного опыта, полученного в психотерапевтическом кабинете, в другие сферы личностного бытия клиента, «инвестиции» личностного смысла в полезные дела
  8. Дивергенция - терапевтическое расширение связей с другими людьми
  9. Диететика - терапевтическое потребление, здоровое потребительское поведение, рациональное потребление всего, что потребляет человек как личность, включая образы, знания, идеи, впечатления
  10. Диатриба - терапевтическое оправдание и защита здорового образа жизни

Указанные понятия-принципы можно одинаково успешно  употреблять для объяснения:

  1. Целей терапии и консультирования
  2. Процесса терапии и консультирования
  3. Результатов терапии и консультирования.

Принципы можно использовать для составления перечня самых общих и универсальных целей терапии и консультирования. Если, например, стоит задача помочь человеку с неврозом преодолеть расстройства, то план терапии, построенный по декалогу, будет иметь следующий вид:

  1. Установить раппорт с клиентом и наладить терапевтические отношения (1),
  2. Исследовать проблему вдвоём, понятным образом интерпретировать её (2),
  3. Диалогизировать терапевтическую идею, т.е. перевести её на понятный клиенту язык (3),
  4. Подвести клиента к выбору иных, чем симптомное поведение,  вариантов (4),
  5. Динамизировать идею, найдя вместе с клиентом «сцену», где можно опробовать новое поведение (5),
  6. Встроить это новое поведение в логику персональной жизни клиента (6),
  7. Перенести полученный навык в значимые сферы клиента и тем самым изменить его психобиографию (7),
  8. Содействовать расширению участия клиента в реальной жизни - семье, социальных группах, стратах и пр. (8),
  9. Организовать здоровое потребление всего, что развивает человека и охраняет его жизнь (9),
  10. Обеспечить клиента надёжными способами психологической защиты, риторики и аргументации, чтобы сохранить достигнутые положительные изменения (10).

Процесс терапии можно описать, используя словарь терминов декалога. В этом случае мы получим детальное описание техники работы консультанта и психотерапевта. Дианализ позволяет работать в самой разнообразной технике, на самых разных регистрах и уровнях, в любом стиле, какой лучше всего подходит терапевту. При всём стилевом и техническом разнообразии деятельности дианалитика, при всём разнообразии и непредсказуемости поведения клиента,  внутренняя логика самой деятельности, основанной на пентадном мышлении, будет одной и той же.

С помощью этого же словаря можно детально описывать и словесно фиксировать результаты работы консультанта-терапевта и его клиента. Принципы дианализа полностью применимы и к самой работе дианалитика, в которой синтезируются протокольная строгость самой консультативно-терапевтической деятельности и творческий подход к проблемам  личности клиента.

Теория. Основная теория в дианализе - «теория помощи». Кратко эту теорию в своё время выразил граф Пётр Кропоткин: человек стал человеком в процессе взаимопомощи, т.е. эволюция есть результат взаимопомощи и сотрудничества. Психотерапия - это ответ на «выученную» беспомощность (неврозы), на отказ от помощи (зависимости), на поиск помощи в метафизическом пространстве (шизофрения), на прекращение поиска помощи (депрессия) и др. Поскольку вид помощи в дианализе, как и в любой психотерапии, есть помощь психологическая, то необходимо в теоретической разработке этой помощи опираться на фундаментальные исследования формирования психических процессов у человека и развития его социальных и личных свойств. Дианализ нисколько не претендует на некие новые знания в этой области - знаний вполне достаточно, главное - организовывать фундаментальные знания о человеке в реальный план помощи. Вот краткий перечень фундаментальных знаний:

Л.С. Выготский: личность есть результат культурно-исторического развития. 

А.Ф. Лосев: личность есть «самое конкретнейшее и очевидное» проявление разумной жизни человека. Миф - чудесная история личности, данная в словах.

Л.М. Веккер [2]: психика есть синтез процессов (психических) и результата (контента). Результат психического процесса невозможно описать на языке этих процессов, требуется непсихологический язык, т.е. логический (в дианализе - диалектическая логика) или художественный.

В.Н. Мясищев: патогенетическая психотерапия, в которой происходит выявление и разрешение психологического конфликта (вариант противостояния противоположностей или амбивалентности.

В.А. Светлов- единая теория конфликта [16].

Здоровье и патология (болезнь) есть разные результаты одного и того же процесса развития (социализации) личности. 

Аксиомы. Теоретический базис дианализа можно свести к системе аксиом, которые компактно и однозначно описывают предпосылки данной системы.

Аксиома помощи. Всё, что делает психотерапевт - помощь другому человеку в лучшем понимании действительности и своих реальных возможностей преобразовывать эту действительность. Цели «воздействовать на психику, а через психику на весь организм с лечебной целью» нет. Во-первых, далеко не ясно, «болезнь» ли то, с чем обращается клиент; во-вторых, далеко не ясно, несут ли действия психотерапевта реальные улучшения жизни клиенту; в-третьих, никакого прямого воздействия на психику в процессе психотерапии не производится, поэтому вера психотерапевта в такое воздействие есть вера в мнимый контроль.

Аксиома проблемы. Проблема есть попытка клиента соединить несоединимое или разделённое. В чём-то эта попытка удалась, в чём-то нет, поэтому и возникает необходимость вернуться к проблеме и найти более удачный синтез. Никакую человеческую проблему нельзя «решить», можно только понять то, какие базовые противоречия сошлись в конкретной проблеме. Решаются задачи, которые формулируются при понимании самой проблемы. Решённая задача - это удачный «локальный синтез» противоречий: примирение противоречий в пространстве и времени. Любое затруднение (внешний конфликт, внутренний конфликт, симптом или расстройство) можно понять как проблему.

Аксиома реальности. Реальность - источник проблемы. Реальность состоит из множества объектов, с которыми человек устанавливает определённые взаимоотношения. Человек свободен в выборе этих отношений, которые реализуются через именование объектов (реальность это объект и его имя, т.е. именованная» или «заговорившая реальность» по Лосеву). С этими же объектами устанавливает свои отношения другие люди, обладающие такой же свободой. Не всегда эти наслаивающиеся друг на друга отношения гармоничны, чаще всего - противоречивы: свобода одного есть ограничение для другого. Не нашедшие примирения противоречия являются источником проблемы для личности.

Аксиома личности. Личность - носитель проблемы. Личность, обладающая сознанием и самосознанием, отражает (репрезентирует) жизненные противоречия в своей системе многоуровнего психического отражения реальности. Чем более развита личность, тем более полно она может отразить эти жизненные противоречия. Личность несёт ответственность за то, как именно жизненные противоречия отражаются на личностных планах, как искажаются, как используются они при формировании жизненных выборов и способов адаптации. Личность - источник смысла, реальная действительность - источник жизненных ресурсов, человек - источник активности. Внутри личности («душа») противоречий нет (Спиноза: «душа сама себе не противоречит»), следовательно, личность едина и не делима. Делимость и структура есть в «Я-образе», который сам по себе есть предмет самосознания, а не «ядро личности» (или «ядро ядра»). 

Аксиома символа. Символ - выразитель проблемы. Символ понимается как некий объект, указывающий на иной объект. Философски символ есть «инобытие смысла». Для личности собственное тело есть сложный объект (система объектов), который может указывать на существование других объектов и, следовательно, исполняет роль символа. «Картинки в голове» есть ментальные объекты, которые указывают на реальные объекты, доступа к которым нет ни у терапевта, ни у самого клиента. Например, образ умершего человека, с которым клиент в момент переживания горя «контактирует». Объект, с которым потеряна эмоциональная связь, не доступен. Сам по себе образ умершего есть нормально функционирующая память и мышление человека. Эмоциональные процессы в горевании есть также усиленно работающие нормальные процессы - сами по себе они не являются «проблемой». Проблемой является противоречие «жизнь и смерть» (мёртвый человек - живой образ этого человека), а не способ выражения этого противоречия через ментально-телесные каналы. Поэтому симптом в дианализе берётся всегда как символ: объект, который указывает и на себя самого и на иной объект. Задача психотерапевта создать такую социальную ситуацию (доверие и безопасность), чтобы в диалоге с ним клиент смог максимально полно и всесторонне выразить через символьную систему (слово - главный символ, невербальная коммуникация - символы и т.д.) свои противоречивые отношения с реальными объектами.

Протокол. Практическая реализация дианализа осуществляется с помощью протокола. Протокол дианализа - формализованная программа помощи, разложенная на стадии и стороны процесса оказания помощи:

Таб.1 Протокол дианализа

Стадия Центральный пункт Сторона клиента Сторона терапевта
Ситуация Внешнее событие Жизненная ситуация  Повод обращения
Внутренне событие Жалоба Причина
Выражение Симптом Запрос
Интерпретация Детализация Проблема Проблема как логика
Концептуализация Гипотеза Неудачный синтез
Движущая идея Достижимая цель Цель в жизни Доступ к ресурсу
Недостижимая цель Мечта Терапевтическая идея
Реализация Альтернативы Мероприятия Моделирование
Активность Действия Задания и план
Осмысление Мотивы Исполнение плана
Резюме Генерализация Обобщение Резюме
Терминация Новая проблема Итог



Первая стадия: Установление контакта, раппорта, знакомства не только с самим клиентом, но и с его жизненной ситуацией, внутренние события («симптомы») рассматриваются как отражение внешних, запрос, т.е. цели клиента, на стороне терапевта, поскольку запрос должен точно соответствовать компетенции терапевта.

Вторая стадия: Детальное исследование выделенной проблемы, превращение её из свободного рассказа (нарратива) в логическую антиномическую конструкцию, выражающую реальное столкновение сил и тенденций в жизни клиента. 

Третья стадия: Нахождение движущей (терапевтической) идеи, которая в логическом плане есть «локальный синтез» противоречий. Отделение достижимых целей от недостижимой (мечта).

Четвёртая стадия: Превращение движущей идей в план поведенческой реализации - обсуждение альтернатив выбора и поступков, исполнение плана ответственного поведения, выполнение терапевтических заданий, изменения в поведении и состоянии клиента.

Пятая стадия: Завершение проработки выделенной проблемы, резюме, выход на новую проблему, более высокого уровня. Переговоры о продолжении терапии на новом витке спирали оказания психологической помощи. 

Базовые техники. По пентадному принципу все техники работы обобщены в «формы» дианализа. Формы - устойчивые, универсальные способы работы с сознанием клиента, методы выявления, понимания и обработки содержания психической деятельности. В дианализе термин «бессознательное» не используется из-за отсутствия особой необходимости в нём. Когда это надо, используются более конкретные и точные термины: «автоматизмы», «установки», «реакции», «побуждения», «потребности», а также - «уровни» сознания, самосознания и осознания. 

С помощью «форм» можно непосредственно менять только «итоговые характеристики психического процесса» (Л.М. Веккер), предмет мысли и переживания, но не сам по себе отдельно взятый психический процесс, который всегда остаётся «трагически невидимым» (выражение Прибрама) для самого человека или для внешнего наблюдателя. В «Элементарном учебнике дианализа» [5] всего выделено пять форм по числу моментов пентады:

  1. Интервью: терапия очевидностью
  2. Дискуссия: терапия определённостью
  3. Диасинтез: терапия непрерывностью
  4. Реорганизация: терапия упорядоченностью
  5. Амплификация: терапия творческим расширением

Первые две формы дианализа (интервью и дискуссия) являются широко используемыми не только в консультировании и психотерапии способами общения, и не являются собственно «лечебными средствами». Эти формы могут с успехом использоваться в любой терапии для создания необходимых психологических условий для выздоровления. Третья форма - диасинтез, в которой расписана детальная работа с воображаемыми объектами, является исконно терапевтической формой. Работа с образами всегда использовалась как мощное средство воздействия на сознание человека. Последние две формы - реорганизация и амплификация - также универсальные формы так называемых «развивающих практик» (по выражению А.Л. Каткова).

Обучение. Обучающие семинары по дианализу проводятся с 1998 года в России и с 2000 на Украине и в Казахстане. К настоящему моменту 7 специалистов по дианализу сертифицированы ЕАП, подтвердив европейский образовательный стандарт по психотерапии. Базовая программа по дианализу включает 300 часов теоретической подготовки и 150 часов практического освоения навыков работы с конкретными проблемами. Остальные 450 часов, входящие в стандарт обучения, распределяются по выбору обучающегося: он может изучать другие модальности в рамках полимодального направления, либо углублённо изучать дианализ и связанные с ним фундаментальные работы по психологии, логике, социологии и конфликтологии. Дианализ, в соответствие с европейским стандартом (Страсбургская декларация 1990 г.), является дополнительным образованием для врачей и психологов. Личная терапия, кроме её стандартной формы (личный анализ у психотерапевта, имеющего евросертификат) имеет ещё один вариант - рекреативный личностный тренинг с выездом группы обучающихся в заранее выбранное место, где имеются важные природные и культурные объекты. Примером служит поездка по местам рождения, смерти и деятельности первого русского (украинского) философа Григория Сковороды или семинар по «Диалектике личной свободы» в горном Алтае на высоте 1800 метром (Семинский перевал). Супервизия осуществляется в групповом и индивидуальном (наставничество) вариантах.

Стандарты. В дианализе используются существующие мировые диагностические стандарты психиатрии и общей медицины, более того, 5-осевая диагностика DSM-IV очень близка к пентадной диалектике [7]. Основные проблемы, с которыми можно успешно справляться с помощью дианализа, следующие:

  1. Аддикции: зависимое поведение
  2. Неврозы: символическое поведение
  3. Депрессия: экономическое поведение (отказ от управления)
  4. Комплексы: ригидное поведение и расстройства личности
  5. Бизнес-проблемы: хаотическое поведение

Исследования. Наиболее фундаментальные исследования по выявлению эффективности дианализа выполняются в институте физиологии Сибирского отделения российской академии медицинских наук РФ (лаборатория психофизиологии, руководитель - академик РАМН Л.И. Автанас). Сотрудница лаборатории и сертифицированный ЕАП психотерапевт Н.Б.Морозова получила интересные данные о возрастании структурной упорядоченности нейронной активности после успешной дианалитической реорганизации поведения и мышления человека.

Научный потенциал Дианализа® достаточно полно раскрылся при выполнении НИР «Создание методических основ выявления конфликтов в коллективах с применением технологий компьютерного сетевого анализа» по заказу Федерального агентства по науке и инновациям (субвенция) совместно с институтом цитологии и генетики СО РАН  (лаборатория теоретической генетики, акад. Н.А.Колчанов). В ходе выполнения работы был создан компьютерный метод анализа личности (P-test, Свидетельство №2008611336 и P-analyzer, Свидетельство №2008611605) и метод выявления конфликтных структур в социальных сетях «Социотом».


Заключение и выводы

Приведённая выше характеристика двух российских модальностей - полимодальная психотерапия и дианализ позволяет причислить их к разделу интегративная психотерапия. По способу интеграции полимодальная психотерапия является продуктом организационной методологии, а дианализ - продуктом теоретической интеграции (пентада или единая логическая конструкция, лежащая в основе метода) и формулирования общих факторов эффективности психотерапии (декалог или десять принципов полной и законченной психотерапии).

Очевидно, в настоящее время, учитывая общую тенденцию к интеграции методов психотерапии во всём мире, а также требования по решению задачи профессиональной идентичности российской психотерапии, можно предложить такую иерархическую структуру направлений - подходов - модальностей:

Интегративная психотерапия (направление) 

Полимодальная психотерапия (подход)
Дианализ (модальность)
Другие дружественные модальности

Организационная форма консолидации различных видов психотерапии в этой схеме понимается как форма более высокого логического уровня (Бертран Рассел), класс, члены которого располагаются на нижнем логическом уровне. Такое положение полимодальной психотерапии требует от неё невмешательства в интегративные процессы на нижележащем уровне, а ее миссия - заниматься толькоорганизационным типом интеграции-консолидации. Модальности, которые консолидируются вокруг полимодальной психотерапии, осуществляют интеграцию методов психотерапии на теоретической, ассимилятивной, технико-эклектической основе, а также на основе «общего фактора», покрывая таким образом все имеющиеся в настоящее время способы интеграции.

Интегративное направление - современный «мэйнстрим» психотерапии, главный поток и один из «корней», исторически сложившейся системы: психодинамическая, экзистенциально-гуманистическая, когнитивно-поведенческая, системная и интегративная психотерапия с общей исходной формой - психоанализ [15]. Если сравнить со структурой живого дерева, то разнообразие форм психотерапии не выглядит таким уж пугающим. Сотни модальностей легко укладываются в общую организационную структуру, где «стволом» являются законы и этические стандарты в области психотерапии, «корнями» - исторически сложившиеся «направления». «Ветки» этого мирового дерева - национальные варианты направлений, а «листочки» - многочисленные, «непохожие» друг на друга, но одинаковые по своей логической структуре, которая повторяет структуру материнского дерева, «модальности» психотерапии



тел. 299-77-93
8-913-917-77-93

Уважаемые родители! Приглашаем подростков на тренинги

по программе "Управляя собой, управляешь судьбой!"

Подробнее...

Дорогие друзья! Поздравляем с новым учебным годом!

 Приглашаем Вас участвовать в наших программах!

Подробнее...

СЕМИНСКИЙ- 2017.

 Участники семинара! Ждем ваших отзывов!

Подробнее...

Клуб любителей дианализа

очередная встреча 25.09.17 в 18.00

Подробнее...

ВЛАДИМИР РОМЕК: Тренинг уверенности в себе

впервые в нашем городе 27-29 октября 2017г

Подробнее...

Подписаться на рассылку

captcha