Мир символов упорядочивает также историю народа, общества, страны, связывает в нашей коллективной жизни прошлое, настоящее и будущее. В отношении прошлого символы создают нашу общую память, благодаря которой мы становимся народом – так же, как братья и сестры становятся семьей,  сохраняя в памяти символы детства, даже отрывочные, зыбкие, как призраки, - вроде песни матери, уходящего на войну отца или смерти деда. 

 

Доклад А.Н. Родионова, врача-психотерапевта, дианалитика

  Разрушение символов                  

 

В том мире культуры, который создан человеком и в котором он живет, особое место занимает мир символов («универсум символов»). Символы – отложившиеся в сознании образы  вещей, явлений, человеческих отношений, которые приобретают метафизический смысл, выходящий за рамки физического существования тех объектов, из которых выделился, эманировал смысл.                                                                                          Юнг разделял  символы на «естественные» и «культурные». Первые представляют собой бесконечное   множество вариантов основных архетипических образов.  Культурные символы – это  те, которыми человечество пользуется для выражения «вечных истин». Символическое пространство все время развивается, достраивается, но оно может быть разрушено или повреждено. Инициатором разрушения  символа практически всегда является внешняя сила (этнические или религиозные элементы не относящиеся, а порой и враждебно настроенные к определенному социуму).  Основная цель духовного разрушения – уничтожение базовых идей, лежащих в основе этнической или религиозной идентификации социума. Искажение архетипов культурных символов является самым эффективным ударом по духовно – нравственным устоям, приводящая общество к разрушению традиций и правил,  на которых построена национальная картина мира данного социума.                                                                                                                                       Как отмечал Юнг, «культурные символы – важнейшие составляющие нашего ментального устройства и они же – жизненные силы в построении человеческого образа, а посему не могут быть устранены без существенных потерь. Там, где они подавляются или игнорируются, их специфическая энергия  вытесняется из сознания с непредсказуемыми последствиями». Согласно А.Ф.Лосеву символ обладает мощным энергийным содержанием, совмещает в себе  признаки  внешнего и внутреннего. В символе сам факт «внутреннего» отождествляется с самим фактом «внешнего», между идеей и образом здесь не просто смысловое, но  -  вещественное, реальное тождество. По Лосеву символ  неразрывно связан с мифическим образом, с самим мифом.  А мы помним, что  миф  -  это  «чудесная история личности» или сообщества личностей. Выходит, разрушение определенного символа ведет и к уничтожению мифа, заложенной в нем чудесной истории. И, наоборот, рождение нового символа приводит к рождению нового мифа, новой истории. Весь вопрос в том, какое «чудесное»  содержание она нам несет.    Символический образ – это не только  абстрактный знак или понятие, отражающее некую идею социума. Символом  может быть фигура, имеющая значимость как основа существования культуры в ее глубинной форме. В русской культуре одним из таких символов является образ ЦАРЬ – БАТЮШКА. Этот образ соотносится с центром мира  (т.е. воплощает мировую ось и реализует связь между небом и землей), с победой над смертью и разрушением. Царь обеспечивал благополучие народа, как в «культурном», так и в «природном» аспектах. Он гарантировал плодородие, чередование времен года, избавлял от  болезней.  В период Реформации этот архетип в Западной Европе подвергся  склонению во всех отрицательных смыслах. Когда идеальное содержание данного символа было разрушено, а ему придали новую интерпретацию, означающую узурпаторство и праздность, когда он сал предметом карикатур и насмешек, монархия во многих культурах пала и этот символ перестал существовать в первоначальном его смысле. Царь охранял в первую очередь от нравственных болезней (падение Римской и других империй связывают в первую очередь с нравственным разложением). Образ  царя нес еще и сакральный смысл. Отец - родитель был прямо заинтересован в здоровье своих детей – поданных, их процветании и богатстве.  Когда этот смысл иссяк, все стало позволительно и доступно. Кстати, ликвидация царского режима  в Российской империи 1917 г. не привела к уничтожению данного архетипа в массовом сознании. Романовых и Рюриковичей  заменили «советские цари», перенявшие от  них роль Царя – батюшки. Да и  в лидерах  демократической России явно просматривается знакомая фигура. Недаром институт президенства в России вызывает столько вопросов и недовольства на Западе. Это вполне объяснимо, так как сильная власть в России исторически была связана  с идеей и образом Царя – батюшки.                                                                                                                                Мир символов упорядочивает также историю народа, общества, страны, связывает в нашей коллективной жизни прошлое, настоящее и будущее. В отношении прошлого символы создают нашу общую память, благодаря которой мы становимся народом – так же, как братья и сестры становятся семьей,  сохраняя в памяти символы детства, даже отрывочные, зыбкие, как призраки, - вроде песни матери, уходящего на войну отца или смерти деда. В отношении будущего символы соединяют нас в народ, указывая, куда следовало бы стремиться и чего следовало бы опасаться. Через них мы ощущаем связь с предками и потомками, что и придает человеку бессмертие и позволяет спокойно идти к своей личной смерти. Все мы принадлежим к вечному миру символов, который был до нас и будет после нас.                                                                                                                                     Особое место в мире символов занимают образы предков. Важный метод вторжения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         в мир символов – осквернение могил или угроза такого осквернения (поджаривание яичницы на Вечном огне).  Любое традиционное государство в истории держалось на священных символах. Тем  свойством, благодаря которому символы априори выполняют свою  направляющую роль, является авторитет.   Символ без авторитета становится                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       разрушительной силой – он отравляет вокруг себя пространство  в мире символов, поражая целостность сознания людей , что немедленно сказывается на земной жизни.     Для рационального  «человека массы» ни в чем нет святости, он все потребляет, не чувствуя благодарности к тем, кто это создал, - он знаменует собой  голое отрицание, за которым кроется паразитизм.    Разрушение авторитета неизбежно вызывает к жизни его извращенное подобие – насилие.

Огромным, страшным экспериментом над человеком был тот «штурм символов», которым, по словам Юнга, стала Реформация (своего рода «великая перестройка Европы»).    К – Г Юнг отмечал, что «предпринятый Реформацией штурм образов буквально пробил брешь в защитной стене  священных символов ...   Большие и малые, всеобщие и единичные образы разбивались один за другим, пока не пришла, наконец, царствующая ныне ужасающая символическая нищета».

   С. Кара – Мурза, ссылаясь на Юнга, пишет: «Перед овладением умами людей необходима подготовка – разрушение священных образов.  Человек с разрушенным миром символов теряет ориентиры, свое место в мире, понятия о добре и зле.  Он утрачивает психологическую защиту против манипуляторов, увлекающих его на самые безумные дела и проекты».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Сильнодействующим средством разрушения было осмеяние, принижение символов, скрепляющих общество.  Очевидно, такие методы использовались в различные эпохи, когда в жизни общества происходили крутые переломы.  Достаточно вспомнить борьбу  христианской церкви с язычеством, когда подвергался осмеянию и надругательству  божественный пантеон, свойственный античному политеизму.   Все это носило характер религиозной войны, в которой одна идеология сменяла другую.   Даже «красный проект» вписывается в эту концепцию.  Именно поэтому Дворец Советов надо было строить на фундаменте храма Христа – Спасителя.   Почти во всех европейских столицах главные  христианские храмы взводились на месте древних языческих капищ.  Таким образом  утверждалось главенство новой идеологии.   Как  в Риме времен императора Константина сносили статуи античных богов, так и в 1918 г.  демонтировались памятники царям на площадях Москвы и Санкт – Петербурга, а в 1991  г.  сносили памятники Ленину, Дзержинскому, другим революционерам, которые олицетворяли «красный проект».  В конце 20- х годов в Советской России проводились массовые гуляния в парке культуры и отдыха имени Горького в Москве в рамках Антирождественской и Антипасхальной компаний, в которых участвовали более 100 тысяч человек.  Их целью было высмеять и развенчать символы Православной церкви.                                                                                        5 декабря 1931 г. был взорван храм Христа Спасителя в Москве, построенный по проекту архитектора Тона в честь победы в Отечественной войне 1812 г.  Национальная духовная святыня России была превращена в руины.  Этот пример  иллюстрирует борьбу символов, представляющих 2 противоборствующие идеологии в России того времени.  Предполагалось заменить Храм, воздвигнутый во имя Богочеловека (Христа) на памятник «Человеку - богу», в ранг которого пытались возвести вождя пролетарской Социалистической революции.  Храм должно было заменить  гигантской «вавилонской башней», увенчанной колоссальной статуей Ленина.  Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров,  и  должно было стать не только самым высоким зданием в Москве, но и во всем мире.  Храм уничтожали именно как символ старой России – православной, буржуазной, купеческой.  Мрамором из храма выложены станции метро, «Кропоткинская», «Охотный ряд».  Часть плит с именами героев 1812 г. раскрошены и посыпаны дорожки в московских парках.                                                                        Знаменательно, что при всем негативном отношении новой власти к религии, осенью 1941 г., когда немцы вплотную подошли к Москве, по приказу Сталина столицу несколько раз облетел самолет, на борту которого находилась икона Казанской божьей матери.  Этот факт только подтверждает скрытую мощь глубинных культурных символов.     

           Самое страшное, что процесс разрушения символов в сознании нашего народа происходил почти непрерывно в течение последнего столетия. Наша страна пережила как минимум два страшных «штурма символов», о которых говорил Юнг.  Это эпоха ВОСР, сопровождающаяся разрушением символики царской  Российской империи,  и перестройка 90 – х годов, когда уничтожались уже советские символы «Красной империи».                                                                                                                                                Важную роль в разрушении духовных оснований играет осмеяние символов государственности, самоубийственное расшатывание устоев государства.  Эта традиция в нашей стране имеет давнюю историю.  В 1904 г.,  когда в Цусимском сражении погибала эскадра адмирала Рождественского, представители российской либеральной интеллигенции посылали поздравительные телеграммы императору Японии.        

   Пример из нашего времени.  Грандиозный концерт поп – музыки  на Красной площади                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      состоялся именно 22 июня 1992 г.  Красная площадь – один из больших и сложных символов, олицетворяющих связь поколений в России.  Все это прекрасно понимали организаторы.   Совершенно сознательно  диджей объявлял: «Будем танцевать на самом престижном кладбище страны».                                                                                       

   Существует также  большая и хорошо финансируемая Западом программа вытеснения из коллективной исторической памяти русских образа Великой Отечественной войны. В западных фильмах антифашистами показаны уже немцы, сражающиеся на Восточном фронте.                                                                                                                                                 Большие усилия были предприняты для снятия значения образа земли, превращения ее в товар («не может иметь святости то, что имеет цену»). В русском фольклоре земля всегда называлась матерью - кормилицей («мать сыра – земля»). Продажу матери для русского представить себе невозможно.                                                                                          

    Несколько лет назад проводился опрос подростков, проходивших  курс реабилитации в наркологическом отделении. Необходимо было назвать идеал мужчины и женщины. Среди названных  (фактически  символов современной поп – культуры) повторялись 3- 4 фамилии: Шварценеггер, Анна Семенович, Жанна Фриске, а также герои Дом- 2 во главе с Ксенией Собчак.  Как говорится, время рождает своих героев. Среди них уже нет полярников, летчиков - космонавтов, пограничников и ученых – атомщиков, популярных в предыдущих поколениях.                                                                                                                 Основную массу опрашиваемых составляли воспитанники детских домов. Характерно,  что образ матери у большинства оставался самым дорогим и любимым. О мамах говорили с нежностью и пиететом, хотя многие из них были лишены родительских прав, спились или попали в заключение, дети не знали, где они находятся и не видели их по 10 и более лет, а некоторые вообще были брошены во младенчестве.  Возможно, символический образ матери в таких случаях  отчасти заменял черты реальной  (земной) матери.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Природа не терпит пустоты, и место разрушенных символов начинают занимать новые. Но что приходит на их место? На вершине рынка восседает Золотой телец (деньги) как высшая ценность.  Согласно «американской мечте» каждый имеет шанс заполучить тельца, надо только «не сидеть, сложа руки». Основное жизненное занятие индивида – потребление (товара, веществ, энергии, информации). Купил, съел - и порядок. О принципе диететики скромно  умалчивается. На фоне попрания культурно – исторических  традиций  процветает пьянство, наркомания, растет число суицидов. Продолжается атака на духовное культурное ядро нации. У амвона храма Христа – Спасителя пляшет группа “Pussy riot” с чулками на головах, осуществляя панк – молебен.  Что же символизирует для нас этот образ? Вседозволенность, абсолютную свободу, новое искусство или близость конца света?                                                                                                                                                        Слава богу, обрисованная картина еще не втянула в свое символическое пространство поголовно все население России. Каждый из нас хранит  образцы и символы, дорогие для своего сознания, родовой истории, но описанные тенденции нельзя недооценивать.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 Лосев А.Ф. Диалектика мифа, М., 2000 г.   

 С.Кара – Мурза. Манипуляция сознанием, М., 2006 г.   стр  520 - 533                                       

 Короленко Ц.П.. Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии, Н., 2000 г.

                                                            

тел. 299-77-93
8-913-917-77-93

Рождественская неделя дианализа, январь 2018г!

Семинар проводит профессор В.Ю. Завьялов 4-5-6 января.

Подробнее...

Мастер-класс профессора В.Ю. Завьялова "Практика диасинтеза"

состоится 22.11.17  с 18.00 до 21.30

Подробнее...

Внимание! Семинар профессора В.Ю. Завьялова 2-3 декабря 2017г

Тема семинара: "Философский антидот: очищение мышления от заблуждений, стереотипов и мемов"

Подробнее...

Тренинги для подростков

по программе "Управляя собой, управляешь судьбой!"

Подробнее...

С новым учебным годом!

 Приглашаем Вас участвовать в наших программах!

Подробнее...

Подписаться на рассылку

captcha